Как приучить ребенка играть в одиночестве?
Забота мамы о малыше может иногда привести к тому, что он совершенно не хочет оставаться в одиночестве. Ему постоянно нужно присутствие родного человека рядом. А это плохо для его развития. Придумывая игры самостоятельно, он учится преодолевать разные жизненные трудности, упорно идти к своей цели. Если же всегда рядом мама, которая поможет с решением задачи, и в более взрослом возрасте он будет легко сдаваться и надеяться на помощь со стороны. Умение играть без посторонних свидетельствует о взрослении ребенка. К трем годам он уже вполне способен около часа развлекать себя сам.
В такой игре у него появляются:
- Инициативность.
- Упорство.
- Умение искать разные выходы из сложившейся ситуации.
- Терпеливость.
- Усидчивость.
- Настойчивость.
Родителям нужно только создать безопасную обстановку для такой деятельности. Вот несколько рекомендаций специалистов, как этого достичь.
Безопасность на первом месте. Не следует заглядывать через каждые пять минут в комнату, где находится ребенок. Чтобы быть уверенными в его безопасности, нужно заранее убрать все предметы, которые могут случайно разбиться, режущие поверхности. Не забываем и о розетках. На них обязательно должны быть заглушки.
Игровое пространство. У каждого ребенка должен быть свой уголок, где хранятся его игрушки. Здесь должно быть комфортно и спокойно. Тогда он сможет без проблем разложить все необходимое для игры, создать свой уникальный мир.
Правильные игрушки. Не каждому возрасту подходят те или иные игрушки. Поэтому нужно заранее подбирать их, исходя из физиологических особенностей и интересов малыша. В их число могут входить кукольные наборы, машинки, конструкторы, детская посуда, набор доктора, альбом с карандашами.
Проявлять интерес. Малышам важно делиться с окружающими своими успехами. Периодически интересуйтесь тем, что он делает, как это получается. Это особенно актуально в творческих играх.
Не теряйте контакт. Даже в одиночестве дети должны быть уверенными, что они не одни. Поэтому всегда отвлекайтесь от своих дел и отвечайте на вопрос ребенка. Если нужно помощь - помогите. Не оставляйте его совсем один на один с проблемами.
Стимулируйте интерес к игровой деятельности. Если ребенок заскучал, предложите ему собрать новую фигуру из конструктора или нарисовать рисунок на определенную тему.
Помогайте своему малышу добиться поставленной цели. Научите его не сдаваться, когда что-то не получается. Подскажите, в чем его ошибка и как он может ее исправить.
Не навязывайте детям свои правила игры. В такой деятельности они не обязательны. Если он захочет, то сам их придумает для себя. Если к коляске для кукол девочка перевозит продукты из "магазина", пускай так и будет. Это означает, что его сюжет требует именно таких действий.
Не запрещайте. Если ребенку сейчас хочется побегать - пускай бегает. Проследите только за тем, чтобы он случайно не поранился. Если нужно разбросать игрушки - так тому и быть. Постоянные запреты убивают инициативность.
Не оставляйте малыша в одиночестве, если у него плохое настроение. Он должен быть здоров, сыт, полон желания познавать окружающий мир.
Повышайте мотивацию. В раннем возрасте это может быть похвала от родителей. Он очень обрадуется, когда маме понравится его рисунок, а папа оценит суперпистолет из конструктора. За самые сложные изобретения ему можно предложить что-то вкусное. При этом нужно соблюдать меру, иначе ребенок быстро все поймет и начнет таким способом зарабатывать конфеты.
Самостоятельность - это не чуждое для ребенка явление. Еще в раннем возрасте он играет со своими ручками и ножками. Родителям остается только правильно ее развивать.